Мультипликатор-реформатор

image

Сегодня, 26 апреля 1912 года создан первый в русской и мировой мультипликации объёмный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Автор мультфильма В. А. Старевич.

image

Большое русское искусство XX века — вещь редкая, сложная, по сути единичная. История нашей многострадальной страны тому способствовала: революции, репрессии, войны, застои, перестройки — не до массового искусства, конечно, было.

Хотя, как известно, большой исторический надлом, как та же революция 1917 года — это уникальная движущая сила, способствующая появлению нового культурного всплеска.

imageИменно на волне романтизированных представлений о власти пролетариата и утопических идеях о построении коммунистического общества зарождался золотой век русского авангарда. И до сих пор топовые лоты художественных аукционов Sotheby’s и Christie’s в Лондоне и Нью-Йорке — это Малевич и Кандинский, Шагал и Родченко. А важнейшим деятелем кино за всю историю кинематографа лучшие голливудские режиссёры называют нашего соотечественника Сергея Эйзенштейна. Театр — это Мейерхольд, поэзия — великий Маяковский, конструктивизм в архитектуре тогдашней, новой, прогрессивной Москвы — это мастерские Веснина и Гинзбурга.

imageИ ведь опять наступает странное, сложное время. Прямо сейчас ради возведения очередного аппарт-отеля сносят Таганскую АТС — памятник того самого конструктивизма, одного из стилей  эпохи золотого авангарда — хита всех европейских выставок.

По-настоящему передовое, уникальное, творческое явление России не очень то и нужно, что тогда, что сейчас. Его не могут оценить и принять.

Именно поэтому забыт и Владислав Старевич, отец мультипликации, который задолго до Disney, Dreamworks и Pixar делал крутейшие объёмные мультфильмы. Больше ста лет назад вышел его мульт «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Это первый в мире кукольный мультик, 8-ми минутная постановка, удивившая весь мир. Это по сути своей античная Гомеровская «Илиада», разве что главные герои её это засушенные режиссёром жуки. Но они так правдоподобно двигаются в кадре и дерутся на мечах, что умудрились заставить западных критиков всерьёз гадать, не мистика ли какая-то окутывает этот уникальный мультфильм.

image

Во время Гражданской войны Старевич с семьёй иммигрирует в Европу. Он закончит жизнь, как и многие ненужные России гении, в лишениях, вдали от Родины.

В начале XX века наша страна была в авангарде мировой культуры: мы умели то, что не умел никто. Но мы это разрушили, потеряли и забыли, как забудем и про Таганскую АТС. Так давайте сегодня хотя бы вспомним, откуда растут ноги и уши Микки Мауса, посмотрев этот прекрасный старый мультфильм первого русского мультипликатора Владислава Старевича. Даже сейчас, спустя больше ста лет, он смотрится очень круто, и это очень приятно, только одновременно немного жаль, что такие люди оказались своей Родине не нужны.

Автор: Олег Бизяев